Живописцы показали истинное лицо

Виктор Бычков. «Портрет жены» 

Вчера во Владимире в «Центре пропаганды изобразительного искусства» на Большой Московской открылась художественная выставка «Портрет».

Интерес к ней был необычайный. Некоторые говорили даже, что выставок портрета во Владимире вообще никогда не проводилось: наши художники предпочитают пейзаж, на худой конец, натюрморт. Портрет – это вообще очень сложный жанр живописи. И, конечно, всем было интересно, не появились ли и у нас свои Рубенсы и Веласкесы.

фото1

Дмитрий Маслов. «Летний портрет»

Вашему корреспонденту удалось выяснить, что однажды – ровно 35 лет назад – выставку портрета во Владимире всё же устраивали! Просто многие об этом позабыли. Конечно, на открытие выставки пришла вся творческая интеллигенция. Она общалась, поэтому зал буквально гудел. И все, с кем мне удалось поговорить, сказали, что выставка удалась. Вообще редко, когда услышишь, что выставка не удалась.

фото2 

А бывший председатель владимирского отделения Союза художников Игорь Черноглазов сказал, что подобные выставки надо проводить почаще – скажем, один раз в три года. Может, тогда и расцветёт у нас искусство портрета.

О том, что вернисаж оказался успешным, рассказал и директор центра Андрей Александров. Хотя он не стал скрывать того, что поначалу его одолевали сомнения: ведь владимирские художники знамениты своими пейзажами, а портреты в их творчестве занимают примерно 5%.

Он даже подумывал о том, чтобы в основном заполнить экспозицию портретами из наших музейных фондов. Но, как оказалось, претендентов на то, чтобы участвовать в выставке оказалось немыслимо много: выставком отобрал около 250 работ, а предлагалось примерно в 4 раза больше. Не перевелись ещё портретисты на Владимирщине!

фото3

Выставку открыли Андрей Александров, председатель владимирского отделения Союза художников Дмитрий Холин, заведующая отделом выставок и экспозиций Центра пропаганды изобразительного искусства Ирина Сахарова и соавтор проекта владимирской студии изобразительного искусства «Давай рисовать!» Ирина Дугина. Каких-то официальных лиц от культуры на открытии не было. Может быть, они предпочли пойти в театр – там как раз давали премьеру.

Удалось переговорить с нашим маститым художником Владимиром Рузиным. И он тоже сказал, что «выставка очень хорошая». Но я стал докапываться, что, дескать, на выставке хотелось бы увидеть, например, фенотип, облик владимирской женщины (поскольку в своё время я провёл целое исследование на эту тему и выяснил, что такой, на мой взгляд, есть).

фото4

Но Рузин сказал, что этого я здесь не найду. Не то, чтобы он стал отрицать мою теорию, он сказал иначе: «нет такого понятия как владимирский портрет». Вообще, как выяснилось, у нас нет даже школы пейзажа, поскольку нет учеников, нет последователей, каждый живописец работает сам по себе. Может быть, выставка тем и хороша, что своим разнообразием.

Но я всё не унимался, и, поскольку не доверял своему вкусу, посоветовался с миловидной женщиной, которая, судя по всему, неплохо разбиралась в живописи. И она рассказала мне, почему ей нравится или не нравится тот или иной портрет.

Она говорила, что этот выглядит слишком плоско, а на другом взгляд не устремлён в некую перспективу. Но, когда я сказал, что мне очень нравится, как выписана шляпка, она поняла, что смысла говорить мне о достоинствах живописи нет никакого. Пришлось бродить одному в поисках шедевров.

фото5

Анатолий Кувин. «За чтением»

Не могу сказать, что я был в восторге от всего увиденного, но мне нравилось почти всё. Конечно, работы мастеров старой школы, таких как Анатолий Кувин («За чтением», 1957 г.) Наверное, это лучший экспонат выставки.

Но, с другой стороны, впечатляет и созданный всего десятилетием позже портрет натурщицы Валерия Кокурина.

фото6

Валерий Кокурин. «Натурщица»

Да и сам его портрет Елены Суворовой, написанный в этом году, в котором так и читается в общем-то непростой характер этого одного из выдающихся владимирских художников.

фото7

Елена Суворова. «Портрет художника»

Из общего ряда выделяется портрет заслуженного работника культуры Антонины Стуковой «Первоклассница» (2008 г.). Мне сказали, что в ней есть что-то от Кончаловского, но я готов с этим поспорить.

фото8

Антонина Стукова. «Первоклассница»

И что бы мне ни говорила моя изощрённая в живописи собеседница, мне полюбился «Портрет жены» Виктора Бычкова, написанный в этом году (репродукция в заголовке репортажа). Красивая женщина, изысканная шляпка, тонкие пальцы, затуманенный взгляд (она, наверное, устала позировать), но – главное – портрет дышит искренней любовью.

Ну и, наконец, как только что вообразивший себя ценителем прекрасного, не могу умолчать о незаурядном портрете Дмитрия Маслова с не менее пленительной натурой («Летний портрет»).

фото9

Дмитрий Маслов. «Летний портрет»

И вот тут-то я и увидел портрет владимирской женщины, которую так долго искал на выставке. И что самое главное – без айфона! А что может чудесней красивой девушки без сотового телефона!